Благотворительный фонд «Эра добра» при поддержке Фонда президентских грантов реализует проект Социальный центр «Добро», направленный на создание системы сбора и оказания вещевой помощи людям, находящимся в трудной жизненной ситуации.
Хотя наш проект имеет в первую очередь социальную направленность, но нельзя приуменьшать и его экологическое значение, т.к. порядка 10 тонн вещей вместо свалки ежегодно передается нуждающимся и сдается в переработку.
Кроме того, нам интересны различные проекты, связанные с переработкой и продлением жизненного цикла вещей. Именно поэтому мы уже рассказывали вам о том, что такое апсайклинг. Теперь же мы хотим поговорить о том, как апсайклинг пришел в мире современной моды.
Апсайклинг в моде
Апсайклинг по праву можно назвать главным трендом 2021 года. Одежда, изготовленная путем переработки старых вещей, уже появилась в коллекциях известных брендов. Это не только один из способов подарить новую жизнь старым вещам, но и возможность привлечь внимание к проблеме сверхпотребления и сверхпроизводства.
«Апсайклинг был обречен стать мейнстримом! И в трендах он задержится надолго. В нем сливается сразу несколько актуальных тенденций: продление жизни вещей (а значит, снижение перепотребления); осознанное отношение к своему гардеробу; ручная работа, творческая самореализация и ремесленные практики; уникальные, штучные вещи; персонификация вещей, наполнение их своими смыслами, демонстрация индивидуальности; преемственность поколений, когда можно не выбрасывать, а дать вторую жизнь бабушкиной вещи», — комментирует Анна Оншина из Trend-Buro.
В то время как некоторые молодые дизайнеры уже сделали себе имя в мире апсайклинга, крупные бренды класса люкс тоже начали использовать эту практику, что знаменует собой значительный сдвиг в отрасли. Процесс повторного применения старых тканей и превращения их в готовую продукцию стали использовать многие дизайнеры.
Организаторы Недели моды Mercedes-Benz Fashion Week Russia также стремятся интегрировать тему устойчивости во все свои активности. Одной из совместных с фондом «Второе дыхание» инициатив стал сбор вещей, из которых апсайкл-бренды создают новые коллекции для презентации их на MBFW Russia.
«Мы стараемся знакомить всех зрителей и гостей Недели моды с концепцией устойчивости, вовлекать их в процесс осознанного потребления. Мы также продвигаем и поддерживаем sustainable-дизайнеров, запускаем «зеленые» спецпроекты, используем перерабатываемые материалы на площадке, отказываемся от пластиковых бутылок, проводим тематические стримы в соцсетях и так далее. К грядущему сезону мы запустили конкурс для апсайкл-дизайнеров совместно с Svalka.me, сервисом по вывозу и продаже ненужных вещей. Все это как раз для того, чтобы просто и понятно рассказать, как маленькими шагами можно улучшить мир, в котором мы живем», — рассказывает Александр Шумский, президент Национальной палаты моды и Mercedes-Benz Fashion Week Russia.
Апсайклинг имеет и другие явные преимущества, в том числе большую эксклюзивность. Теперь покупатели осознают уникальность покупаемых ими вещей, что делает их почти что предметом коллекционирования.
Апсайклинг стал заметной тенденцией сезона весна-лето 2021 года, отчасти благодаря таким брендам как Balenciaga, Marni и Miu Miu. Так, марка Marni представила лоскутную верхнюю одежду созданную из уже существующих вещей. Coach переработала сумки 1970-х годов. А Miu Miu объявила о запуске новой эксклюзивной капсульной апсайкл-коллекции из 80 платьев, созданных из антиквариата привезенного из винтажных магазинов и рынков. Многие бренды начали изучать то, как можно повторно использовать материалы.
Ограничения, наложенные пандемией, также заставили дизайнеров обратиться к материалам, которые уже были в их студиях, а не работать исключительно с новыми тканями. Учитывая то, что пандемия привела к огромному избыточному количеству товаров из коллекций весна-лето 2020 года (что более чем вдвое превышает средний показатель), неудивительно, что все больше и больше дизайнеров обратилось к вторичной переработке.
Раньше непроданные товары люксовых марок просто сжигались или выбрасывались на свалку. Но поскольку потребители все больше осознают, насколько расточительно поведение брендов fashion-индустрии, назрела необходимость решать эту проблему устойчивым образом.
Восемь ключевых имен мира моды — A-COLD-WALL, Balenciaga, Jacquemus, Stella McCartney, Dries van Noten, Simone. Rocha, Zero + Maria Cornejo и Ulla Johnson — пожертвовали свои поврежденные и бракованные вещи RealReal с целью создания новых, переработанных изделий, для проекта под названием Re-Collection.
Именно во время карантина один из пионеров устойчивой моды класса люкс, Стелла Маккартни, пересмотрела деятельность своего бренда.
«Во время прошлогоднего локдауна, мы выпустили Манифест, который представляет собой наше ДНК и план наших будущих намерений; Дорожную карту, которая обозначила наши ценности и ответственность за то, что мы делаем, и направление в котором мы хотим двигаться. Мы действительно привержены перепрофилированию и вторичной переработке уже существующих материалов, будь то наши собственные старые ткани или поиск способов сбора неиспользованных ресурсов в других местах», — рассказала Маккартни журналу Vogue.
«Как дизайнер, я считаю самым большим комплиментом то, что мои проекты имеют «загробную жизнь» — для меня это роскошь», — добавила она.
Крайне важно, чтобы повторное использование существующих материалов стало стандартной практикой, так как при достаточном количестве уже имеющихся тканей производители по-прежнему создают тонны одежды из первичных материалов. И хотя все больше людей начинают интересоваться апсайклингом, брендам и ретейлерам до сих пор сложно рассматривать это как тенденцию.
По материалам РБК